Содержание:


Мы благодарим
www.dancelife.ru
и лично В.Берендакова за оказанную поддержку

Современные и эстрадные танцы. События. Результаты. Правила. Календарь

t a p . с т е п . r у  

 

Научно-Практическая Конференция
"Методика преподавания степа: основы, традиции, стили, терминология"

 

"Официальное":

Конференция была организована Российской Академией Театрального Искусства (ГИТИС) при участии Московской ТЭП ДЭНС Федерации и проходила 22 февраля 2002 года в Учебном театре ГИТИСа по адресу: Б. Гнездниковский пер., 10.

Программа конференции:

11-00 – 11-30 - регистрация участников
11-30 – 14-30 - конференция
14-30 – 15-30 - перерыв
15-30 – 18-15 - конференция
19-00 – 21-00 - концерт "МАГИЯ СТЕПА"

В задачи Конференции входило:

- всестороннее рассмотрение и осмысление принципов и направлений в развитии степа;
- изучение течений и направлений в степе;
- применения общей терминологии;
- развитие научного подхода к системе обучения степу;
- экскурс в историю развития степа;

Фотографии и отрывки докладов:

- фото с Конференции и отрывки докладов
- фотографии с концерта "Магия степа"

Отчет о Конференции:

Отчет о Конференции мы помещаем с разрешения журнала "Современные и эстрадные танцы" - в нем данная статья была опубликована в №5(3).

Правда в ногах есть!

В этом воистину убедились все, кто присутствовал на проводимой Российской Академией Театрального Искусства (при участии Московской ТЭП ДЭНС Федерации) Научно-Практической Конференции "Методика преподавания степа: основы, традиции, стили, терминология", которая состоялась 22 февраля в Учебном театре ГИТИСа.

НЕстандартное событие

Возьмем российский степ за последние, предположим, десять лет - именно в эти годы он получил наибольший толчок к развитию. Что видела наша уважаемая публика за этот период? Великолепные концерты, которые становились все лучше и лучше по мере накопления опыта, степ-парады, вставки в мюзиклах, целый Открытый Фестиваль - это, поверьте, немало! Но души наших неугомонных деятелей тэп-дэнса упорно не хотели останавливаться на достигнутом, и возникла идея поведать миру (ну хотя бы той его части, которая интересуется чечеткой), а заодно и друг другу, свои точки зрения на то, КАК все это выглядит в теории. Идея быстро нашла единомышленников и была воплощена в выше- и нижеописываемой Конференции, организатором которой стал Константин Невретдинов. Это первое научное мероприятие такого уровня в области степа, что-то совсем особенное - доселе степ только показывали, а сейчас о нем предстояло рассказать, причем подробно и профессионально. И что же получилось?

Монологи, диалоги и идеологии

Что мы, в сущности, знали о степе? Как показал опыт, представления более-менее "продвинутых" любителей чечетки зачастую ограничивались скользкими упоминаниями Фреда Астера, братьев Николос, "Зимнего вечера в Гаграх", а в лучшем случае вспоминали братьев Гусаковых и Джина Келли. Наконец-то пришло время пополнить наши знания более объемной информацией.

Естественно, начинать просвещение пришлось с самых основ - Константин Невретдинов рассказал о степе вообще, о видах степа (к примеру, слышали ли вы раньше о том, что степ танцуют иногда на водном покрытии толщиной в один сантиметр или на песке?), о базовых движениях и комбинациях, без знания которых степ освоить в принципе невозможно, а также показал, насколько далеко заходят возможности степа как танца: ноги сами могут исполнять мелодию, что было продемонстрировано учениками Константина - они дружно и без музыкального сопровождения "отыграли" легко узнаваемое "Рондо в турецком стиле" Моцарта.

Позже эта идея была развита Светой Медведевой - самой юной участницей конференции. Она в ходе своего доклада "Музыка ног" умело показала, как можно с помощью степа передавать различные настроения, а также как важно правильно расставлять акценты в танце, чтобы ноги параллельно с музыкой создавали свою мелодию.

Лучше всего, конечно, не только уметь исполнять удары, но и знать, как они называются. Проблема эта актуальна до сих пор. Это показало выступление Леонида Гардаша, который постарался разъяснить терминологию степа, все еще остающуюся прерогативой узких кругов российских чечеточников. Насколько спорен вопрос, стало ясно, когда разгорелась знойная дискуссия на обсуждаемую тему, в которой приняли участие признанные мастера - Александр Ивашкевич, Борис Макашов, Василий Седых. Есть спрос - есть и предложение, поэтому проблема терминологии вскоре будет решена, как минимум, на базовом уровне.

Итак, мы освоили технику и чуть-чуть терминологию. Что дальше? Один из вариантов - умелая импровизация. Об этом живо, очень по-свойски рассказал Владимир Беляйкин. Перемежая текст импровизированными чечеточными вставками, он буквально "заражал" зрителя энергией, которая так и тянула на сцену, что в итоге воплотилось в конце доклада - Владимир получил великолепную отдачу от благодарных слушателей: по его приглашению на сцену вышли несколько степистов и исполнили диалог только с помощью собственных ног, набоек на них и импровизации.

Вот мы уже умеем правильно стучать американский степ и импровизировать на его же американскую тему. Но есть не менее зажигательные стили в степе - например, чечетка ирландская и цыганская. Об этих двух видах поведали Игорь Денисов и Анатолий Вербицкий соответственно, как лучшие профессионалы в своих областях.

Дальше - больше. Оказывается, степ протянул свои ноги в туфлях с набойками и в такую область, как клоунада. Балетмейстер и постановщик Игорь Голубицкий рассказал, как возникла и реализовалась идея сочетания степа с пантомимой, такие, казалось бы, разные жанры.

Перейдем теперь от конкретного к более абстрактному - к общим проблемам степа, в частности, его популяризации. Об этом и многом другом поведали Василий Седых и Александр Ивашкевич, который приехал на Конференцию из Эстонии. А прояснили корни сложившейся ситуации наши любимые историки. Прежде всего, это Наталья Евгеньевна Шереметьевская, которая написала книгу "Прогулка в ритмах степа". Ну и, конечно же, один из "первопроходцев", можно сказать, "первостепистов", если вспомнить перевод слова step, в России - Евгений Зернов, который привел публику в восторг своим чувством юмора и пышущей энергией.

Одно дело - степ станцевать, другое дело - о степе рассказать, и уж совсем третье дело - степу обучить. Вот об этом самом "третьем" деле нам поведали Виктор Галустов и Ирина Сазонова. Виктор Ашотович, доцент кафедры сценического танца ГИТИСа, осветил проблему с точки зрения обучения будущих профессиональных актеров, а в конце организовал степ-диалог со зрителями, которые с готовностью выстукивали ритмы, "не отходя от кассы", то есть прямо со зрительских мест. Ирина Сазонова же представила свою методику обучения степу в студии танца, преподав всем прямо со сцены показательный мини-урок. Уверена, все были в шоке от ее учеников, которые понимали Ирину Геннадьевну не то что с полуслова, а прямо-таки с "полужеста", если не с "полувзгляда".

Конференция не только осветила различные аспекты степа, а еще и поставила ряд важных вопросов и проблем, которые предстоит разрешить в ближайшем будущем. К этим вопросам можно отнести идею создания профессионального учебного заведения, которое бы специализировалось на обучении степу. Эта идея была высказана в заключительном слове Константином Невретдиновым, который также определил основные задачи и формы этого учебного заведения.

Что мы имеем в итоге? Резюмирую: мы знаем, что такое степ, его виды, как он развивался и продолжает развиваться, знаем возможности степа, особенности различных стилей, методики преподавания и перспективы развития. Это лишь сухая выжимка, а если добавить зрительский интерес, готовность докладчиков и слушателей дискутировать, мастеров - делиться опытом, начинающих, в свою очередь, - этот опыт впитывать, создается более чем обнадеживающая картина - кажется, Его Величество Тэп Дэнс готов снова обрести свои права! Последнее еще сильнее подтвердилось концертом, состоявшимся после Конференции и носившим название…

"Магия степа"

Ожидали многого. Получили еще больше: переполненный зал (пришлось даже поставить дополнительные ряды зрительских мест; кроме того, множество людей стояли в проходах), бешеные взрывы аплодисментов, будь то после выступления известного мастера, или его учеников, постоянные вызовы "на бис", великолепный ведущий Марат Рави… А если еще упомянуть, что на концерте присутствовал Вице-президент IDO Майкл Вендт, становится очевидным высокий уровень проходившего мероприятия.

Еще одна ступень успешно преодолена, и Московская ТЭП ДЭНС Федерация вправе гордиться собой, ведь Конференция - это уже второе ее детище после Первого Московского Открытого Фестиваля Степа. Как сказала Наталья Евгеньевна Шереметьевская, "будем ждать третьего грандиозного события", и что-то мне подсказывает, что оно уже очень-очень не за горами…

Агнета Мария "Дельфина" Красильщикова
Русская Школа Американского Степа

 

Информационное наполнение: К.Невретдинов, А.Красильщикова
Дизайн и программирование: А.Лукин
При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.opentap.ru/
Соблюдайте закон.

По всем вопросам пишите нам: tapcmenru@newmail.ru

17-08-2002     15:23

TopList